1.2. Подготовка введения

Введение является важной частью курсовой работы по специализации. В нем представляется обоснование, а также раскрытие научного аппарата работы. Объем данного раздела 3 - 5 страниц. Он включает следующие составляющие:

1.          Актуальность и значимость темы.

2.          Разработанность исследуемой проблемы.

3.          Объект исследования.

4.          Предмет исследования.

5.          Цель исследования.

6.          Гипотеза исследования.

7.          Задачи исследования.

8.          Научная новизна исследования.

9.          Практическая значимость исследования

Как правило, введение начинается с краткой характеристики современного состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, с описания актуальности и значимости темы исследования, с обоснования необходимости ее проведения. Целесообразно коротко раскрыть степень разработанности проблемы, отметить, какие аспекты изучены в большей, а какие – в меньшей степени, привести имена отечественных и зарубежных ученых, сделавших вклад в разработку данного вопроса. Объем этого раздела – один-два абзаца. Следует коротко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходимость ее проведения.

   Актуальность отражает важность выбранной вами темы работы, ее востребованность современной наукой и практикой. В качестве отдельных аспектов актуальности могут выступать следующие:

1.     Необходимость дополнения, сравнения или переработки психологических теорий, концепций, идей для более глубокого и всестороннего анализа исследуемого явления.

2.     Потребность в получении новых фактов, которые могут расширить систему теоретических и практических знаний об изучаемом феномене.

3.     Необходимость поиска и определения наиболее эффективных методов исследования, способных обеспечить получения новых данных.

4.     Определение наиболее эффективных методов, технологий, способов, открывающих более широкие возможности в области обучения, воспитания, развития, профилактики, коррекции и т.д.

5.     Поиск и определение факторов и условий развития того или иного психологического феномена.

6.     Новые данные, полученные в ходе вашего исследования, позволят:

·        прояснить природу изучаемого явления;

·        восполнить существующие пробелы в системе знаний о нем;

·        разрешить имеющиеся противоречия.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, то, что существует само по себе, независимо от наук, которые его изучают, независимо от исследователя. Объектами психологических исследований чаще всего выступают: человек, как индивид, как личность, как субъект деятельности; группа людей (учебная, профессиональная, возрастная и т.д.), общность людей (например, этническая и др.), процесс, состояние, явление. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, необходимо, называя объект психологического исследования, уточнить, какое именно психическое явление у человека либо группы людей вы намерены изучать, при этом указать все значимые характеристики объекта. Такими характеристиками, в зависимости от целей вашего исследования могут быть: пол, возраст, уровень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, этническая принадлежность и т.д.

Предмет исследования – это то, на что в данном объекте направлен интерес исследователя. В качестве предмета исследования могут выступать отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции; виды поведения, деятельности и общения, особенности отношений и реакций; временные характеристики отдельных явлений, их интенсивность, взаимовлияние между ними; взаимосвязь между психическими явлениями и так далее. Круг явлений, которые могут выступать в качестве предмета исследования, значительно шире перечня объектов.

Цель исследования – желаемый конечный результат исследовательской деятельности.

Основные виды целей психологического исследования:

1.     определение характеристик явления.

2.     выявление взаимосвязи психических явлений.

3.     изучение возрастной динамики явления.

4.     описание нового феномена, эффекта.

5.     открытие новой природы явления.

6.     обобщение.

7.     создание классификации, типологии.

8.     создание методики.

9.     адаптация психодиагностической методики.

Гипотеза исследования – утверждение, предположение, которое сформулировано научным языком и служит для предварительного объяснения определенных фактов. Гипотеза строится, исходя из темы, целей, задач и предмета исследования. Гипотеза должна быть проверена в ходе теоретического, эмпирического, экспериментального исследования, а затем или подтверждена полностью, или подтверждена частично, или отклонена.

Задачи исследования – это конкретные шаги, направленные на достижение общей цели. Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы, сориентироваться в ее содержании. В круг задач исследования могут быть включены следующие:

1)    осуществить сравнение существующих научных подходов к проблеме;

2)    изучить взаимосвязь изучаемого явления с другими психическими явлениями;

3)    осуществить поиск новых фактов для пополнения психологических знаний,

4)    изучить отдельные характеристики и стороны явления;

5)    определить детерминанты (факторы и условия) формирования изучаемого социально-психологического феномена и др.

Научная и практическая значимость исследования -  ценность вашей работы, для кого (психологов, педагогов, руководителей различного уровня, родителей и др.) данное исследование представляет интерес, как полученные результаты могут быть использованы на практике (в психокоррекционной, профориентационной, профилактической, консультативной работе и пр.). Практическая значимость также может заключаться в предлагаемых практических рекомендациях, в разработке методических приемов и процедур.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Notice: Undefined variable: echo_link in /home/ablinov/data/www/mpsi-yar.ru/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 201

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.