1.5. Подготовка заключения

В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения целей и задач исследования, а также практическая, научная, социальная ценность результатов работы.

В заключении следует указывать, чем завершена работа: получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлений: разработкой рекомендаций, методик, внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов.

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении.

Данный раздел обычно завершается описанием основных нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, в соответствии с этим намечаются перспективные направления дальнейшей работы (1-3 направления) или аргументируют нецелесообразность ее продолжения.

Примерная схема заключения выглядит следующим образом:

1.                    Степень достижения целей и задач исследования.

2.                    Основные выводы по теоретической и эмпирической части работы (в среднем 5-7 пунктов, но может быть и больше).

3.                    Вывод о подтверждении, частичном подтверждении или опровержении гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Не стоит огорчаться, если гипотеза вашего исследования не нашла своего подтверждения и были получены не те результаты, на которые вы рассчитывали. Отрицательный результат – это тоже результат, он не менее ценен, и часто более интересен, чем априори ожидаемые результаты.

4.                    Основные направления будущего исследования, если таковое предполагается.

Общий объем заключения составляет в среднем 2-3 страницы. Заключение является последней частью основного текста работы, за ним следует список литературы.

Основные недостатки курсовых работ по специализации:

  • Отсутствие убедительных доказательств, выводов и рекомендаций;
  • Нарушение последовательности изложения, повторения, нечеткие формулировки, грамматические ошибки;
  • Отсутствие четкости в определении основного содержания работ;
  • Излагаемые примеры не подкрепляются анализом и выводами автора;
  • Вместо собственного связного текста – набор цитат, фраз, выдержек из книг и других источников, или пересказ нескольких журнальных статей;
  • Несоответствие курсовой работы требованиям по оформлению; недостаточный список литературы (менее 30 источников), преобладание в нем учебников;
  • При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются обычно только полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, отсутствуют взгляды  самого автора.

При выполнении курсовой работы по социальной психологии обязательно использовать не только фундаментальные труды прошлых лет, но и современные материалы по проблеме, материалы периодических изданий («Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии» и т.д.)


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Notice: Undefined variable: echo_link in /home/ablinov/data/www/mpsi-yar.ru/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 201

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.