1.4. Подготовка практической части работы

Практическую главу текста обычно составляют описание методов и методик исследования, содержание исследовательской работы, полученные результаты, их интерпретация.

Практическую часть состоит из: целей и задач собственно эмпирической части, предмета и объекта исследования параграфом,  перечня использованных методик, обоснования их выбора, результатов исследования и их интерпретации. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Если применялась малоизвестная методика, необходимо поместить ее в приложении. В любом случае должны быть ссылки на источники информации.

При описании выборки испытуемых необходимо указать количество испытуемых; состав по полу; возрастные параметры - средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего; профессиональный состав и другие социально-демографические характеристики; личностные особенности испытуемых. Указывается также время проведения, база, основные этапы исследования.

В последующих разделах практической части должны быть последовательно и подробно изложен ход и содержание эмпирического исследования, дано описание результатов, в том числе результатов отрицательных.

В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель, задачи и описываться программа эксперимента, излагаться его сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных. Необходимо сопоставление результатов с теоретическими данными, а также данными других исследований; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.

Необходимо описать все исследуемые признаки, а также процедуру их обработки. Начинать целесообразно с анализа первичных статистических данных. Практический анализ также должен включать сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

В работе должны быть представлены исходные данные, лучше в виде сводных таблиц. Наличие сводных таблиц результатов делает практический анализ и выводы по работе доказательными и обоснованными. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. Туда же целесообразно поместить наиболее интересные или типичные протоколы или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и другие материалы. Нужно помнить, что и в таблицах и в тексте работы нельзя полностью указывать фамилии, имена испытуемых, их точное место работы, учебную группу и другие сведения, которые могут указать на конкретного человека. Соблюдая этические нормы и принципы работы, необходимо кодировать испытуемых, например, указывая только порядковый номер или инициалы.

Результаты исследования необходимо интерпретировать, исходя из своей научной позиции (которая должна быть обозначена в теоретической части работы), а также используя знания, полученные в процессе изучения различных отраслей психологической науки.

Желательно, чтобы теоретическая и практическая части работы, а также их подразделы, были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Частым недостатком ВКР являются непропорционально большая по объему теоретическая часть работы и практическая глава, едва ли содержащая десяток страниц. В конце практической части необходимо сформулировать основные выводы на основе предшествующего изложения. Разделы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, логикой изложения, между ними не должно быть смысловых разрывов.

Статистическая обработка полученных в исследовании данных

и их интерпретация

Любое проведенное исследование заканчивается получением большого количества цифровых показателей. Первоначально необходимо определить на основе каких шкал было произведено оценивание. Известно четыре вида измерительных шкал:

Номинальная шкала означает деление выборки по качественным характеристикам, не обладающими математическими свойствами.

Порядковая шкала позволяет приписать испытуемым ранги, в соответствии с тем номером, который он занимает в общем списке испытуемых по измеряемому качеству.

Интервальная шкала используется в тех случаях, когда интервалы между всеми последовательными величинами равны между собой.

Шкала отношений может быть использована для оценивания, когда определена нулевая отметка – точка отсчета для шкалы.

Краткая классификация задач и методов их статистического решения

Задачи

Условия

Методы

1.Выявление различий в уровне исследуемого признака

а)2 выборки испытуемых

Критерий Макнамары

Q критерий Розенбаума

U критерий Манна-Уитни

Угловое преобразование Фишера

б)3 и больше выборок испытуемых

S критерий Джонкира

Н критерий Крускала-Уоллиса

2.Оценка сдвига значе-ний исследуемого приз-нака

а)2 замера на одной и той же выборке испытуемых

Т критерий Вилкоксона

G критерий знаков

Угловое преобразование Фишера

t-критерий Стьюдента

б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых

Критерий Фридмана

L критерий тенденций Пейджа

t-критерий Стьюдента

3.Выявление различий в распределении признака

а)при сопоставлении эм-пирического распределе-ния с теоретическим

Критерий Пирсона

Критерий Колмогорова – Смирнова

t-критерий Стьюдента

б)при сопоставлении двух эмпирических рас-пределений

Критерий Пирсона

Критерий Колмогорова – Смирнова

Угловое преобразование Фишера

4.Выявление степени согласованности изменений

а)двух признаков

Коэффициент корреляции Пирсона

Коэффициент корреляции Кендалла

R-бисериальный коэффициент 

                                          корреляции

Корреляционное отношение Пирсона

б)трех или большего числа признаков

p коэффициент ранговой корреляции

                                              Спирмена

r коэффициент корреляции Пирсона

Линейная и криволинейная регрессии

5.Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий

а)под влиянием одного фактора

S критерий Джонкира

L критерий тенденций Пейджа

Однофакторный дисперсионный

                                                      анализ

Критерий Линка и Уоллеса

Критерий немени

Множественное сравнение независи-  мых выборок

б)под влиянием двух факторов одновременно

Двухфакторный дисперсионный анализ


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Notice: Undefined variable: echo_link in /home/ablinov/data/www/mpsi-yar.ru/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 201

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.