3.2. Подготовка выступления

При подготовке к защите необходимо ответить для себя на следующие вопросы:

В чем заключается основная цель работы, задачи, гипотеза исследования? Каковы основные идеи работы, которые я хочу донести до слушателей?

Структурировать содержание доклада помогут основные мысли. Проверить логику своего выступления поможет следующий прием – содержание каждого абзаца сформулировать одним предложением, затем выписать по порядку все фразы. Если они выстроятся в определенной последовательности, значит, выступление имеет четкую структуру.

Сколько времени выступать?

На выпускную работу отводится – 7 - 10 минут. Этого времени бывает достаточно для краткого, но содержательного изложения необходимой информации. Не очень хорошее впечатление производят докладчики, исчерпавшие свое время, но так и не добравшиеся до изложения результатов своего эмпирического исследования. Не нужно и торопится, комкать выступление. Целесообразно дома несколько раз прочитать подготовленное выступление в среднем темпе, стараясь уложиться в отведенное время. Если это не удается, надо сократить текст.

Во время выступления вы будете читать написанный текст или говорить от себя?

В любом случае главное для вас – это грамотно и доходчиво донести до слушателей суть вашей работы и создать благоприятное впечатление. Большинство студентов чувствуют себя увереннее, если читают текст выступления. При этом нужно иметь в виду следующее.

Во-первых, письменная и устная речь различаются между собой, подчиняются своим законам. Если это не учитывать при подготовке письменного варианта выступления, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия, а само выступление – скучным.

Во-вторых, неотрывное чтение написанного текста выступления затрудняет установление и поддержание контакта со слушателями.

Все это снижает действенность выступления.

Будут ли использованы наглядные материалы?

Особо важные моменты выступления желательно проиллюстрировать наглядным материалом, который может быть расположен на больших листах форматов А1 или А2, размещенных на стендах и (или) в виде раздаточного материала (таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.), размноженного по количеству членов комиссии на листах формата А4, можно подготовить «презентацию». Это необходимо сделать, если у вас много количественных данных или если вы предложили классификацию, даете описание каких-либо видов, типов, сравниваете какие-либо показатели и т.д.

Использовать наглядный материал целесообразно в следующих случаях:

- при описании этапов и методов исследования;

- при описании динамики исследуемого психического явления;

- при оценке эффективности проведенных в ходе работы мероприятий (при внедрении разработанных программ, при использовании активных методов обучения, при организации и проведения формирующего эксперимента и др.);

- при количественной оценке исследуемого феномена.

Все материалы (таблицы, рисунки в виде схем, структурограмм, графиков, гистограмм и т.д. должны быть аккуратно оформлены, иметь заголовки, содержать необходимые пояснения. Для проверки качества подготовленных материалов предлагаем использовать следующий прием: представьте, что данными материалами решил воспользоваться человек, не присутствовавший на защите вашей работы и не имеющий возможности обратиться к вам за пояснениями. Разберется ли он самостоятельно в содержании предлагаемых таблиц, графиков, рисунков? Если да, то, скорее всего, иллюстративный материал оформлен правильно.

Примерная схема выступления

В начале выступления необходимо представиться, назвать тему ВКР и  научного руководителя. Обязательными моментами выступления являются следующие:

1.   Научный аппарат.

2.   Методы и методики (достаточно лишь перечислить).

3.   Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов): количество, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

4.   Процедура и этапы исследования (коротко).

5.   Основные результаты исследования.

6.   Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.

Распространенные недостатки выступления

1.   Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты, им актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений. Задачи исследования, перечисленные в выступлении, являются дополнительным доказательством актуальности.

2.   Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы. Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы в объеме 2-3 предложений.

3.   Слишком много времени отводится на теоретический обзор проблемы на основе изучения литературы, при этом практически не остается времени на описание эмпирического исследования.

4.   В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко. Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Notice: Undefined variable: echo_link in /home/ablinov/data/www/mpsi-yar.ru/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 201

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.